Суббота, 27.04.2024, 03:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

При  оценивании ЗУН учащегося по биологии учитывается:

  • уровень овладения биологическими понятиями, которые являются важной составляющей общечеловеческой культуры;
  • объем воспроизведения знаний, уровень понимания учебного материала;
  • самостоятельность суждений, систематизация и глубина знаний;
  • действенность знаний, умение применять их в практической деятельности с целью решения практических задач;
  • умение делать выводы и обобщения на основе практической деятельности;
  • уровень овладения практическими умениями и навыками наблюдения и исследования природы.

Устный ответ

Отметка «5»

выставляется, если учащийся:

 

  • демонстрирует системные знания всего объёма программного материала по биологии, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях;
  • самостоятельно анализирует биологические явления и процессы, выражает личную позицию;
  • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров;
  • обобщает, делает выводы, устанавливает межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания для выполнения сложных задач и в незнакомой ситуации;
  • находит и использует дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • умеет выделить проблему и определить пути ее решения, принимать решения, аргументировать свое отношение к разным взглядам на объект изучения, участвует в дискуссиях, решении проблемных вопросов
  • при воспроизведении изученного материала не допускает ошибок и недочётов, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру устной речи.

Отметка «4»

выставляется, если учащийся:

 

  • демонстрирует знание всего изученного программного материала, отвечает на поставленные вопросы, анализирует информацию, с помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи;
  • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров, обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
  • самостоятельно решает типовые биологические упражнения и задачи; использует знания в стандартных ситуациях; исправляет ошибки; умеет работать со схемами, графиками, рисунками, таблицами, атласами-определителями, натуральными биологическими объектами и их моделями; выполняет простые биологические исследования и объясняет их результаты;
  • допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи;
  • демонстрирует ценностное отношение к живой природе.

 

Отметка «3» выставляется, если учащийся:

 

  • демонстрирует знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, самостоятельно, но неполно воспроизводит учебный материал, отвечает на отдельные вопросы, частично дополняет ответ примерами, приведенными в учебнике;
  • в целом правильно употребляет биологические термины, по плану характеризует строение и функции отдельных биологических объектов с незначительными неточностями, решает простые типичные биологические упражнения и задачи по образцу;
  • при воспроизведении изученного материала допускает грубые ошибки, нескольких негрубых, незначительно не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «2»

выставляется, если учащийся:

 

  • демонстрирует знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале.
  • воспроизводит отдельные факты с помощью учителя или с использованием учебника (рабочей тетради);
  • показывает отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, характеризует отдельные признаки биологических объектов; отвечает на вопросы, требующие однословного ответа (например, «да» или «нет»), испытывает затруднения при ответах на стандартные вопросы, допускает существенные биологические ошибки;
  • при воспроизведении изученного материала допускает нескольких грубых и большое количество негрубых ошибок, не соблюдает основные правила культуры устной речи.

Отметка «1» выставляется, если учащийся:

 

  • ответил менее чем 1/3 поставленных вопросов.

 

Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ       ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

 

Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

Практические и лабораторные работы

Отметка  «5»

выставляется, если:

 

  • правильно и самостоятельно  определяет цель работы; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.
  • самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работы необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
  • грамотно, логично описывает ход практической (лабораторной) работы, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
  • проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Отметка «4» выставляется, если ученик:

 

  • выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях не более трех недочётов или одну негрубую ошибку и один недочёт.
  • при оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Отметка «3»

выставляется, если ученик:

 

  • правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
  • подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
  • проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
  • допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Отметка «2» выставляется, если ученик:

 

  • не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование, выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
  • допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

Отметка «1» выставляется в случае, если:

  • ученик не знает правила безопасности во время проведения практических работ. Выполняет простейшие исследования под руководством учителя

 

Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.

Самостоятельные письменные и контрольные работы

 

Отметка  «5» выставляется, если ученик:

 

  • выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного – двух недочётов;
  • соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

 

Отметка  «4» выставляется, если ученик:

 

  • выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более трех недочётов;
  • соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

 

 

Отметка «3» выставляется, если ученик:

 

  • правильно выполняет не менее половины работы;
  • допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов;
  • допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка  «2» выставляется, если ученик:

 

  • правильно выполняет менее половины письменной работы;
  • допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
  • допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка «1» выставляется в случае:

 

  • правильно выполняет менее 1/3 письменной работы;
  • допускает большое число грубых ошибок и недочётов;
  • допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте.  Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников.