9 класс. Модуль №3 (будет в понедельник)
19.11.2017, 11:01

Онтогенез

 постэмбриональное развитие

хронологический возраст человека

 биологический возраст человека

 психологический возраст человека

социальный возраст человека

период новорожденности

грудной возраст

детство

подростковый период

юность

акселерация

мутации голоса

зрелость

старость

личность

самовоспитание.

 

 

.

 

В 8ом классе мы познакомились с эмбриональным (зародышевым) развитием организма, давайте вспомним его особенности.

3адание 1. «Верное утверждение». (слайд 9)

        1. В большинстве случаев с яйцеклеткой сливается только один сперматозоид.
        2. Оплодотворение происходит в маточной трубе.
        3. Кровь зародыша смешивается с кровью матери, объединяясь в общий кровоток.
        4. Сосуды пуповины являются частью кровеносной системы зародыша.
        5. Зародыш человека в своем развитии кратко повторяет исторический путь развития хордовых.
        6. Все органы у зародыша формируются к 7 месяцам.
        7. Беременность в норме длится 7 месяцев.
        8. В пищевом рационе беременной женщины должны быть продукты, содержащие соли кальция, железа.
        9. Беременным женщинам необходимо есть «за двоих».
        10. Первый крик ребёнка связан с возбуждением дыхательного центра углекислым газом.

 

3адание 2. .Решите тесты

1. Личность полностью формируется в:
а) юношеский период б) в первом детстве в) в пожилом возрасте.
2. Формирование личности зависит от:
а) общения с людьми б) заботы о животных в) наследственности.

3. Молоко матери полезно, потому что:

а) оно стерильно б) содержит антитела в) содержит все необходимые для питания

ребёнка вещества г) по всем указанным причинам

4. Подросток - это человек в возрасте:

а) 7-11 лет б) 12-15 лет в) 16-20 лет г) все указанные возрасты

5. Как называется процесс индивидуального развития организма от моментаоплодотворения до биологической смерти?

а) гаметогенез б) сперматогенез в) овогенез г) онтогенез

 

 

Задание 3. Ответьте на группы вопросов:

1 группа (грудной возраст):

1. Каковы основные этапы развития двигательных навыков у грудного ребёнка?

2. Какие рефлексы есть у новорождённого ребёнка. Приведите примеры.

3. Как идёт развитие ребёнка до года?

4. В чём ценность грудного вскармливания?

5. Какие требования гигиенического ухода за детьми грудного возраста?

2 группа (детство):

1. Какие процессы происходят в организме ребёнка от1до 3 лет?

2. В каком возрасте у детей появляются первые настоящие зубы?

3. Какие изменения претерпевает головной мозг ребёнка с 3 до 12 лет?

4. Какие базовые знания, умения и навыки приобретает ребёнок в детстве?

3 группа (подростковый возраст):

1. Чем обусловлено половое созревание и почему этот период называют переходным?

2. Каковы особенности полового созревания мальчиков?

3. Каковы основы полового созревания девочек?

4. От чего зависит изменение поведения подростков в период полового созревания?

5. Какова роль социальных условий для развития ребёнка?

4 группа (юношеский и зрелый возраст):

1. Какой возраст считается началом зрелости современного человека?

2. На сколько возросла продолжительность жизни людей зрелого возраста?

С чем это связано?

5 группа (пожилой и старческий возраст):

1. Каковы причины старения организмов?

2. Какие секреты долголетия у жителей Японии - страны долгожителей?

3. С прекращениями каких физиологических функций связана естественная смерть?

 

Онтогенез человека

 

Эмбриональный Постэмбриональный

(от зачатия до рождения) (от рождения до смерти)

 

Онтогенез – это процесс индивидуального развития организма с момента его зарождения до естественной смерти, в результате которого реализуется его наследственная информация

 

  1. Хронологический возраст - период от рождения до определенного отсчитываемого момента, т.е наш обычный возраст (или паспортный).
  2. Биологический совокупность анатомических и физиологических особенностей чело-века, отвечающих возрастным нормам.
  3. Психологический - уровень развития психических функций (мышления, речи и т.д.) по сравнению со среднестатистическими нормами.
  4. Социальный определяется набором социальных ролей.

Периоды развития и их характерные черты

1. Новорожденный (первые 10 дней)

Первый вдох, заживления пупочной раны, рефлексы сосания, хватания. Зарастание пупочной раны. Большую часть времени спит, просыпается только для кормления молоком (врождённый сосательный рефлекс). Рождение - для ребенка психологическое кризисное состояние, столкновение с новыми условиями

2. Грудной возраст (10 дней - 1 год)

Первые 3 месяца кормление молоком, развитие шейных мышц (к 2.5 -3 ме-сяцам удерживает головку – форми-руется шейный изгиб позвоночника), зарастание малого родничка, интен-сивный рост, сон - 20-22 часа в сутки. Развитие условных рефлексов на родителей, звуки, запахи; появление эмоций.

На 6 месяце начинаются прорезываться первые молочные зубы, ребенок сидит (формируется грудной изгиб позвоноч-ника), держит игрушки, ползает, сон - 18-20 ч., кормление молоком (смесью), введение в пищу соков, пюре Различает людей, начинает понимать речь, говорить первые слова. Развитие движений.

12 месяцев - кормление молоком или молочными кашами, смесями: супы, пюре, фрукты. Зарастает большой родничок, окостеневает скелет, начинает ходить (формируется поясничный изгиб позвоночника). Сон - 16-18 ч. Масса увеличивается в 3 раза, рост - в 1,5 раза (за год). Начинается формирование характера, играется с игрушками, произносит 4-6 слов

3.Раннее детство  (1-3 года)

1-2 года: питание общее с обязательными молочны-ми блюдами два раза в сутки. Формируются молоч-ные зубы и опорно-двигательная система, появляет-ся много новых двигательных навыков. Рост замед-ляется, увеличение массы - 2-3 кг за год. Сон - 15-16 часов в сутки. Требует внимания, играет, подражает взрослым, усваивает понятие «нет»; развивается речь.

2-3 года: самостоятельный прием пищи, общая диета, но один раз обязательно молоко или молочная пища. Режим дня. Хорошая координация движений (бег, прыжки), рост увеличивается на 5-9 см на год, вес - на 2 - 2,5 кг. Сон - 13-14 часов в сутки. Развитие воображения, фантазии. Осознание собственного «Я». По-стижению языка пред-ложениями. Первые «почему?» Стремление к самостоятельному познанию мира

4.Первое детство  (4-7 лет)

4-5 лет: питание общее с взрослыми, но более витаминизированное. Совершает сложные движения, начинает лепить, рисовать, писать. Вырабатываются гигиенические навыки. Рост - 106-110 см, вес - 15-16 кг. Сон - 12-13 ч. Утверждение собствен-ного «Я», появление любопытства; подража-ет деятельности взрос-лых, различает вообра-жаемое и действитель-ное, формируется вну-тренняя речь. Основной вид деятельности -игра. Богатая фантазия, эмоции.

6-7 лет. Начинается смена молочных зубов на постоянные, общая диета. Совершенст-вование двигательных реакций. Первый ростовой прыжок - 10 см (полуростовой скачок). Формируются подкорковые структуры мозга (способен к учебной деятельности). Сон - 11-12 часов в сутки.

Школа - второй психо-логический кризисный период для ребенка: по-падание в новые усло-вия. Сформирована речь, есть собственные мысли.

5.Подростковый возраст   (мальчики 13-16 лет,   девочки 12-15 лет)

Период полового созревания. Усиленный рост, секреция половых гормонов – появление вторичных половых признаков и различий, у девочек появляются менструации, у мальчиков - поллюции. Затруднено выполнение сложных и точных движений, второй скачок роста (рук и ног) - 10-15 см. Чрезмерная возбудимость и раздражительность. Головной мозг достигает массы 1250г. Кора больших полушарий, борозды и извилины приобретают форму взрослого человека. Питание требует на 20% больше белков. Сон - 9-10 ч. Период внутренних противоречий. Повышенная эмоциональность. Происходит ста-новление характера, нравственное формиро-вание личности Аксе-лерация - ускорение психического и физи-ческого развития. За-канчивается развитие речи.

6.Юношеский возраст (юноши - 17-21 год, девушки 16-20 лет).

Завершается процесс роста и формирования организма. Половая и психологическая зрелость. Окончательное формирование нервной системы. Питание калорийное. Сон - 8-9 ч. Окончательное формирование личности. Поиск места в жизни, получение профессий.

7.Зрелый возраст - первый период. (мужчины 22-35 лет, женщины 21-35 лет)

Постепенное снижение уровня обмена веществ. Сон - 8-9 часов в сутки. Форма и строение тела остаются практически постоянными. Самый продуктивный период жизни. Созда-ние семьи, рождение и воспитание детей. Ра-бота над достижениями цели жизни. Развитие способностей.

8.Зрелый возраст - второй период. (мужчины 36-60 лет, женщины 36-55 лет)

Перестройка организма, постепенное снижение процессов обмена. Старение организма. Появление морщин. Сон - 8-9ч. Построение крепкой семьи. Реализация человека как личности в определенной сфере деятельности.

9.Пожилой возраст: (мужчины 61-74 г,женщины 56-74 г.)

Снижение уровня метаболизма, угасание репродуктивной функции, накопление болезней. Масса и длина тела уменьшается за счёт атрофических изменений в тканях и уменьшения в них воды.

Возраст мудрости, передача опыта следующим поколениям

10.Старческий возраст (75-90 лет)

Изменение не только длины и массы тела, но и его строения То же самое

 

Вторичные половые признаки

 

Мужские

Женские

Волосяной покров

волосяной покров на лице (усы и борода), груди, руках, ногах, подмышечных впадинах и лобке

волосяной покров в подмышечных впадинах и лобке

Голос

мутация голоса: голос «ломается», становит-ся более низким с неожиданными, периоди-ческим соскальзыванием на высокие тона

голос практически не изменяется, остаётся высоким

Пропорции тела

 

широкие плечи и узкий таз, большой объём мышц

узкие плечи и широкий таз

 

Кожа

 

Возникают угри

Могут появляться угри

Кости

утолщаются

тонкие

 

Изменения в организме

выработка гормона тестостерона, выработка сперматозоидов -

появляются поллюции, растут половые органы

выработка гормона прогестерона,

рост внутренних половых орга-нов, начинаются менструации, созревание яйцеклеток, растут молочные железы

Категория: ДЗ по биологии | Добавил: kdminaev
Просмотров: 244 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar


uCoz
Copyright MyCorp © 2018