Четверг, 25.04.2024, 23:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск

Методические разработки

РАЗВИТИЕ ОДАРЁННЫХ КАЧЕСТВ У ПЕРСПЕКТИВНЫХ ДЕТЕЙ ПУТЁМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ИХ ВО ВНЕШКОЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Минаев Константин Дмитриевич

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11 города Евпатории Республики Крым», учитель биологии 1 категории / «Таврическая академия» (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», магистрант кафедры «Физиология человека и животных и биофизики»

(Российская Федерация)

e-mail: kd.minaev@yandex.ru

 

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальной проблеме – работа с одарёнными детьми. Но кого считать одарёнными? Каждый ребёнок имеет свои способности, которые его родители развивают у него в раннем детском возрасте. Задача педагога не воспользоваться достижениями и трудами родителей, а найти те заложенные таланты и задатки, которые не были раскрыты раньше. Таких детей, которые имеют способности, но не развили их, автор называет «перспективными».

Ключевые слова: одарённость, одарённые дети, перспективные дети, развитие способностей.

ABSTRACT. The article is devoted to the actual problem - work with gifted children. But who is considered gifted? Each child has their own abilities, which his parents develop in his early childhood. The task of the teacher is not to take advantage of the achievements and labors of parents, and to find those inherent talents and inclinations that have not been disclosed before. Such children who have the ability, but did not develop them, the author calls «promising».

Keywords: giftedness, gifted children, advanced children, developing the abilities.

 

Каждый амбициозный учитель стремится к высоким результатам своего труда. А настоящий учитель знает, что достичь педагогических высот можно только тогда, когда его ученики добиваются большего, чем он сам. В современном образовании огромное поле для развития своих способностей: дополнительное образование, внеурочная деятельность, да и сами уроки требуют творчества и чего-то большего, чем просто репродукция учебного материала. Множество конкурсов, которые проводятся в школах, муниципалитетах, на Республиканском и Всероссийском уровне, а теперь и в сети Интернет способствуют проявлению способностей у одарённых детей.

Проблема же современной педагогики состоит в том, что учителя не достаточно работают с одарёнными детьми. Мало найти одного ученика в классе, который может пойти на все олимпиады, поучаствовать в исследовательском конкурсе по пяти предметам и написать победное сочинение. Это всесторонне развитые личности, которые, как правило, уже не нуждаются в педагогическом сопровождении. Дети, занимающиеся с раннего детства в секциях, кружках, с родителями уже раскрыли в себе все таланты, и только продолжают их совершенствовать. И этим пользуются их учителя, присваивая себе достижения детей, к которым не приложили никаких усилий.

Результат уровня образованности всей страны зависит от каждого учителя. Поэтому важно, чтобы каждый педагог понимал, что если он не найдёт в ребёнке тот «алмаз», который тот не нашёл сам, цель школьного обучения достигнута не будет. Цель статьи – показать своим коллегам, настоящим и будущим, важность всесторонней диагностики личности ученика и для развития и будущего самого ученика, и для достижений учителя.

Об одаренности ребенка учитель обычно судит по «конечному результату»: такие дети устойчиво демонстрируют высокие достижения в ученье. Более подробный анализ открывает, что одаренность проявляется трояко: опережающей средние показатели скоростью (темпом) учебного мышления, способностью учащегося при этом усваивать материал повышенной сложности (и соответственно задачи того же класса) и своеобразием «продуктов» познавательной работы (избирает оригинальные пути решения задач, находит несколько вариантов решения и т.п.) [1, с. 5].

Многие исследователи, классифицируя одаренность, выделяют группы по видам деятельности:

 – интеллектуальная, характеризующаяся повышенной любознательностью, исключительной сообразительностью, полным погружением учащегося в умственную деятельность;

 - творческая, характеризующаяся легкостью генерирования идей, способностью предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальностью мышления и т. д.;

– академическая, проявляющаяся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов, часто в ущерб другим учебным предметам, за что «получают нагоняи» от родителей и учителей;

– художественно-эстетическая, включающая изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую разновидности;

 – социальная, или лидерская (наиболее поздно признанный и до сих пор вызывающий споры вид одаренности), связанная с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений;

 – психомоторная (спортивная), характеризующаяся способностью иметь объективную информацию о своих движениях (моторные, сенсорные и когнитивные и т. д.), контролировать действия и управлять ими.

Для описания таких детей у нас в ходу привычные формулировки: «быстро (мгновенно, сразу, с ходу) соображает, схватывает на лету», «легко решает самые сложные задачи», «мыслит по-своему», «глубоко понимает суть проблемы», «проявляет творческий подход» и т.п. Но мы забываем о важной составляющей – физиологической. С наступлением подросткового возраста и началом выработки гормонов, стимулирующих пубертатный период, деятельность мозга несколько затормаживается. Кроме того, возрастает нагрузка на организм, а, значит, резистентность к инфекциям понижается, вызывая заболевания. По болезни ученики пропускают уроки, начинают отставать по программе и теряют интерес к предмету [5, с. 5].

Какие же резервы должны быть у организма, чтобы он мог справиться одновременно с правильным развитием органов, формированием вторичных половых признаков, защиты от заболеваний, да ещё и «развитием одарённости» сразу по всем предметам? А тут ещё и влюблённости, проблемы, депрессии и ещё множество нерешаемых подростковых проблем. И так одарённые дети становятся просто загнанными лошадьми, которые к концу подросткового периода, примерно к 10 классу, теряют интерес ко всему.

«Горе от ума» - это не только произведение А. С. Грибоедова. Часто в практике бывает, что одарённые дети болеют чаще остальных. Это легко объяснимо со стороны физиологических процессов. Когда нужно подготовиться к олимпиадам по математике, русскому языку, географии, английскому языку, мировой художественной культуре, при этом, не подвести учителей и не опозориться (чтобы не понизить свою самооценку) о здоровье думать уже не приходится.

Обобщим, что мы имеем. Пришла «хорошая девочка», очень умная в 1 класс. Во втором начала получать пятёрки, в четвёртом победила в олимпиадах по русскому и по математике. Пришла в 5 класс с хорошими отзывами от своей первой учительницы, и каждый педагог стремится по максимуму задействовать её в своём предмете. Девочка старается, побеждает в олимпиадах, теперь ещё по истории, биологии, географии и обществознанию. Учится на «отлично», на уроках ведёт себя хорошо. Но стоит один раз заболеть – она пропускает уроки, не знает новой темы, начинает переживать из-за того, что она что-то не знает. Привыкнув к пятёркам, у неё падает самооценка, даже если ей учитель ставит после болезни «хорошо». Начинается влюблённость к мальчикам, девичьи проблемы, подростковый возраст, и все олимпиады ей становятся совершенно не интересны. Итак, учителя к 9 классу потеряли одарённую ученицу, которую «растили» много лет.

Каждый ребёнок – уникальный, ведь в нём заложены генотипы всех его предков. И неужели среди всех признаков, которые ему передали родители, не найдётся хотя бы одного, который бы помог ребёнку стать лучше? Таких детей я называю «перспективными» – они проявят себя, если обратить на них внимание.

Перспективный ученик – это ученик школы, который может не иметь никаких результатов обучения, но обладать хотя бы одной способностью, которую талантливый педагог может развить до продвинутого уровня.

Именно по такому определению я и ищу своих воспитанников. Чем хороши перспективные дети? Они, обычно ничем не заняты после уроков, не истощены интеллектуально, не испорчены похвалой. Самое главное их качество – они радуются своим маленьким открытиям и достижениям, что повышает их мотивацию к продолжению своего развития. Ведь всю жизнь они считали себя обычными, а тут педагог обратил внимание на них, именно им удалось выполнить какое-либо «сверхзадание». Перспективному ученику после первой победы над собой хочется работать больше и больше. Интерес к предмету не пропадёт, ведь эта дисциплина одна, и учитель – самый лучший, потому что именно он заметил задатки и таланты, а значит его нельзя подвести.

Можно много говорить о пользе в работе с такими детьми для учителя. Кроме многочисленных грамот за призовые места, администрация отмечает этого педагога за то, что открыл новых одарённых детей в школе.

Задействование неусидчивого ученика в исследовательской деятельности дисциплинирует его, а значит, происходит коррекция поведения, что также выгодно любому учителю. Отличников обычно в классе не любят, но когда средний ученик начал добиваться чего-то большего, за ним будут подтягиваться и другие.

Особая польза и для ученика. Раскрытие его скрытых талантов и их развитие зачастую формируют его склонности к профессиям, определяя дальнейшее будущее.

На основе анализа психолого-педагогической литературы [4] выделим факторы развития одаренности, которые можно объединить в три группы:

– первая, включающая природные задатки, индивидуальные особенности ребенка;

– вторая, отражающая зависимость развития одаренности от характера деятельности;

– третья – все формы влияния социальной среды на ребенка (прежде всего, родителей и образовательного учреждения).

Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, характеризующими анатомофизиологические особенности организма, главным образом, центральной нервной системы, выступающими предпосылками развития способностей. Задатки развиваются в способности, когда ребенок активен, причем, развитие специальных способностей базируется на развитии общих способностей. Характер деятельности раскрывается в зависимости от вида одаренности, но в любом случае – это творческая деятельность [2]. Родители имеют право не заметить природных задатков своего ребёнка, но для педагога – это свидетельство о профессиональной непригодности. Часто учителя удивляются, как Петенька, который не читал литературу, мог стать поэтом. Значит, этот Петенька сам себя развивал, а учитель даже не заметил задатков ребенка, потому что был занят другим «одарённым отличником». А если бы раньше кто-то прочитал стихи Петеньки, он бы давно полюбил литературу, совершенствовал бы свои творческие способности, добился большего, и лавры бы все принадлежали учителю. Ленивы не только дети, но и учителя.

Как же выявить таких перспективных детей?

Каждый из них – перспективный. Каждый ученик, в идеале, умеет читать. Каждый ученик интересуется каким-либо предметом. Только учителю нужно это увидеть, дать задание прочитать больше, затем ещё больше, а затем что-то узнать, исследовать, изобрести – и тогда умение читать и интерес к предмету превращаются в талант, развитый этим учителем.

Известно, что выявление одаренных школьников представляет собой сложный длительный процесс, где не эффективно одноразовое тестирование, какой бы надежный инструментарий мы ни использовали. Поэтому корректнее говорить о поиске одаренных школьников в процессе обучения по специальным программам, нежели об отборе.

В ходе обучения одаренность можно заметить через конкретные успехи в каком-либо определенном виде занятий, например, рисовании или музыке. При этом, с умственной одаренностью все намного сложнее, поскольку тесты креативности, интеллекта и т. д. не могут дать однозначно верного ответа, высокие показатели по нему не всегда следует считать показателем одаренности, а полученные низкие значения еще не доказывают ее отсутствие. Особенно важно в работе с одаренными школьниками учитывать степень сформированности одаренности на актуальном (явная или скрытая) и потенциальном (когда имеется лишь определенный потенциал) уровне. Следует отметить, что именно у одаренных школьников возникают проблемы (сила, повышенная познавательная потребность, ненасытность любознательность и т. д.) в поведении.

С биологической точки зрения, одарённость – это один из признаков, кодируемый геном. Есть ген – есть способность. Среди множества способностей хотя бы одна, согласно теории вероятности, должна быть у каждого человека. И если эта способность ещё не проявилась, это не значит, что её ещё нет.

Установлено [3], что у человека есть система молекулярных механизмов, при участии которых внешние факторы могут изменить активность генов, не влияя на заключённую в них информацию. Механизм проявления признаков сложен. Цепь ДНК в хромосомах намотана на белковые структуры и упакована. Плотно упакованные гены неактивны.

Экспрессия генов зависит от онкогенетических маркеров. Эпигенетические модификации могут возникать под влиянием социальных факторов и сохраняться всю жизнь. Поведение окружающих людей влияет на регуляцию генов в клетках головного мозга.

Значит, гены различных талантов могут быть в каждом из нас. Раскручивание гена происходит тогда, когда есть фермент, заставляющий необходимый участок ДНК распутаться от белковых структур для начала биосинтеза. Ген агрессии не начнёт проявляться до тех пор, пока ребёнок не увидит агрессию. Также и с интеллектуальными способностями. Их нужно заставлять развивать, и это можно сделать только в том случае, если начать поиск этого ДНК путём умственной нагрузки.

Часто бывает, что дети узнают о своих склонностях к пению или рисованию только под конец обучения в школе, когда у них «проснулся» талант, и хочется поступать по призванию. Но оказывается поздно. Об этом должна заботиться школа.

Поведение – это сложный процесс. Никто не может точно сказать, что лежит в основе человеческой одарённости – генетические признаки или онтогенетический процесс. Но пока ребёнку не покажешь его потенциала, он не сможет поверить в себя. Конечно, труд учителя невероятно тяжёлый. Но ответственность очень велика. От нас, учителей, зависит вера каждого ученика в своё будущее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беккер В. А. Одарённость в детском возрасте. // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – №3. – с. 14-18.

2. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: УРАО, 2003. – С. 18.

3. Павленко В. Б., Конарева И. Н. Индивидуальные особенности связанных с событиями потенциалов при продуцировании временных интервалов // Нейрофизиология / Neurophysiology. – 2000. – Т 32, № 1-2. – С. 48-55.

3. Петровский А. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1976. – 448 с.

4. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. – 34 с.